Александр Сурнин: мир ждет литературы Новороссии
"– Я буду писать сам и издавать других, – потому что кто, если не я?" А. А. Сурнин
Читайте интервью с членом Союза писателей Донецкой и Луганской республик Александром Артуровичем Сурниным на официальном сайте СП ДНР
Вопреки всем сложностям военного времени и хроническом отсутствии финансирования со стороны республиканского правительства, в Новороссии все чаще выходят книги собственных, донбасских авторов. От крупных альманахов, вместивших в себя десятки имён, до небольших индивидуальных сборников стихов. Этим занимается созданное под эгидой Луганского союза писателей издательство «Большой Донбасс». А точнее – писатель и полиграфист из Краматорска Александр Сурнин.
– Расскажите, как вы попали в круговорот революционных событий.
А. С.: Я работал в Питере в сфере полиграфии. В 2009 году вернулся в родной Краматорск, где проживает пожилая мать.
Во время событий 2014 года был крайне разочарован тем, что Янукович – трус и бездарь, вместо того, чтобы разогнать бандеровцев, просто сбежал. Это вам не Альенде, который, отстреливаясь, умер как мужчина.
Я всегда был и всегда буду против бандеровцев. Я вырос в СССР, объездил почти всю страну и всегда гордился тем, что в любом уголке страны тебя принимали как родного – все были русские. Поэтому я с радостью воспринял «Русскую весну» на Донбассе, и когда проходил референдум о создании ДНР, я однозначно отдал свой голос в поддержку Республики. Потому что раз на Украине такое творится, надо непременно от них отделяться. Новороссия показалась мне хотя бы приблизительной попыткой создать что-то, напоминающее Советский Союз.
– Чем занимались во время военных действий в Славянске и Краматорске?
А. С.: Во время событий в Краматорске пришел в ополчение ДНР. Получил позывной «штатский» - работал по административной части в штабе ополчения. В основном, занимался документацией, так что в боевых действиях участия не принимал.
Сильнее всего запомнилась расстрелянная из «Сушки» маршрутка. Это произошло на ул. Румянцева 1 июля. Тогда украинский самолет отработал по маршрутному такси – погибло 11 человек. Я ехал в следующей маршрутке. До сих пор не могу забыть эту мясорубку.
– Как выходили из Славянска?
А. С.: Выходил самостоятельно. После выхода из Славянска и Краматорска немного пожил в Ростове. Написал там книгу о событиях в родном городе в апреле-июле 2014 года. Назвал ее «Краматорские тетради». Затем поехал в Питер, чтобы издать рукопись.
Часть тиража пошла в российские библиотеки, а часть издатели повезли на книжную ярмарку во Франкфурте, Германия. Это было начало 2015 года, и на тот момент не было еще ни одного произведения о событиях в Новороссии. Книги разлетелись, как горячие пирожки – всем было безумно интересно.
Буквально через несколько дней после успеха на книжной ярмарке со мной связалась мать, которая осталась жить в оккупированном Краматорске, и сообщила, что за мной приходили люди из СБУ. Очевидно, им книга тоже понравилась – наверное, хотели автограф взять.
– Много ли успели написать?
А. С.: Издаюсь с 2005 года; за это время издал уже 7 книг. В этом году выйдет очередная книга о событиях в Краматорске. На этот раз автобиографическая. Будет хорошо, если и вы присоединитесь к воспоминаниям.
– Как вы стали издателем в Луганске?
А. С.: В Луганске я стал не только первым, но и единственным издателем. Во время войны все издательства ушли из Новороссии. Когда я в 2015 году я приехал в Луганск, то осознал, что культурная жизнь Донбасса находится в отвратительном состоянии. Я понял, что мы проигрываем в информационной войне. По разным причинам. В том числе и потому что не выделяется ни копейки на литературную деятельность. Люди пишут, и пишут хорошо, а вот издавать их никто не спешит. Молчу уже о том, что никто не получает гонораров или помощи и заработать на литературе просто невозможно.
Притом в России, Германии, Израиле очень ждут литературы Новороссии, но вот беда – чтобы заработать там, нужно сначала что-то издать здесь. Вот стараемся понемногу. Результатом сотрудничества с Союзом писателей ЛНР стало создание в 2015 году издательства «Большой Донбасс». В принципе, в основном оно состоит из одного-единственного человека – вашего покорного слуги, но иногда я привлекаю коллег.
– Много ли удалось издать?
А. С.: За время работы мы выпустили два фундаментальных альманаха: «Выбор Донбасса» и «Время Донбасса». Также выпустили небольшими тиражами несколько десятков донбасских писателей и поэтов. Издавали маленькими тиражами, ни о каких гонорарах речь не шла, а порой тираж оплачивали сами авторы.
– Как вы планируете выживать в столь жестких условиях?
А. С.: Пусть на сегодняшний день у нас нет ни малейшей финансовой поддержки, мы просто обязаны поднимать литературу Новороссии – информационная война продолжается, и мы в ней проигрываем. Если не будет литературы Новороссии, враг навяжет нам свою.
За все время был лишь раз, когда нам помогли – выдали пакет с крупами, чаем, сахаром и т. д. На издание местной литературы никто не дает ни копейки, зарплату никто не платит – зарабатываю себе на жизнь сам. Но я буду писать сам и издавать других, – потому что кто, если не я?
– Спасибо!
Беседовал Юрий Ковальчук